четверг, 12 февраля 2015 г.

Пермакультурный огород: хаос в порядке

Если меня спросят о самом теплом воспоминании из детства - это определенно будут школьные каникулы у бабушек с дедушкой, во Владимирской области. Точнее это будут воспоминания о том, как мы с дедушкой ходили в огород, где я до отвала наедалась свежесорванными огурчиками - самыми вкусными и сладкими из всех, которые я когда-либо пробовала.

С тех пор мои попытки огородничества на балконе - единственные опыты в земледелии, к слову, довольно печальные. Ибо все что я делала - покупала семена и засыпала в горшки, не забывая иногда поливать. Уже в последствии, проводя работу над ошибками, я выяснила, зачем надо сажать семена на расстоянии друг от друга, почему "полью завтра" на балконе губительно для растений, что такое обрезка и формовка, опыление и так далее.. С тех пор мой багаж теоретических знаний занял довольно-таки увесистый чемодан, и помимо вопроса "как сажать" я многое поняла насчет "почему" и "зачем". Я прочла немало книг по органическому земледелию, пермакультуре, биодинамическом сельское хозяйстве и садоводстве. Да, во многих вопросах я разбираюсь уже уверенно, но применять знания на практике мне еще не приходилось. Этот сезон будет первым, да не абы как - что вырастет, то и ладно, а с серьезным намереньем прокормить семью, сэкономив немало денег на продуктах. 

Пермакультурный огород - фото из интернета

Цели, прямо скажем, наполеоновские. Первым делом надо составить план засаживаемого участка. Хотя нет, первое, что я сделала - это назаказывала кучу семян с разных уголков мира. Что-то из Краснодара, что-то из Подмосковья, что-то неизвестно откуда, что-то даже с американского сайта органического семеноводства. Их оказалось, мягко говоря, больше чем надо. Намного больше. Кажется, я нашла свою шопоголистическую нишу. Ну зачем мне, к примеру, три сорта физалиса?.. Где-то внутри меня мое подсознание еще шепчет, что все влезет, но здравый смысл уже кричит - места всем не хватит. Чтож, поживем увидим. Но все эти десятки, а то и сотню пакетиков нужно разместить сначала на бумаге, а потом попытаться и в жизни! 


Вопрос о расположении грядок пытал меня довольно долго: выбрать между общепринятыми квадратными огороженными грядками или неразборчивым хаосом - тяжело. Ровные углы, столь привычные человеческому мозгу во всем, не очень естественны для природы. Треугольные формы требуют хоть какого-то практического навыка. Любые другие формы тяжело воображаются, и на бумаге в них, почему-то меньше влезает. Так что я нарисовала прямоугольные грядки, потом кое-где соединила, округлила, где-то изменила форму - получилось то, что подошло.

Вопрос о монокультурных посадках даже не стоял - то, что все будет расти вперемешку у меня очевидный факт. Тут наступает еще одна проблема - аллелопатия. Подобрать хороших соседей для огурцов из списка трех-четырех наименований - не сложно, а разместить их в огромном количестве, да так, чтоб никто никого не угнетал, а еще лучше помогал, чтоб все влезло и не затеняло - головоломка не на один вечер. И тут для меня настала еще одна неожиданность - я собираюсь собирать свои семена, а сортов одного вида каждого растения у меня не мало. Но если логика с самого начала подсказывала, что "кабачков много не надо - переопылятся", то факт, что арбузы, тыквы и огурцы - братья родимые, которые не прочь вступить друг с другом тесные семейные узы, для меня был полным сюрпризом. Выход нашла только в ручном опылении, увы.


И тут-то я поняла, в чем прелесть пермакультурных огородов. Ну, кроме очевидных - мало энергозатрат на создание, вписывается в саму идею, ради которой мы затеяли переезд в деревню, требует меньше сил на содержание, - насекомые опылители будут теряться в зарослях растений, и шансы на переопыление снижаются! Теряться в таком огороде, кстати, будут не только пчелки, но и вредители. 

Против природы не попрешь: помимо того, чтобы дезориентировать вредных насекомых и грызунов нужно создавать благоприятные условия для хищников. Домики для ежиков, птиц, насекомых, кормушки, резервуары с водой - все, что может их привлечь.

Что и с чем сажать.
Придумывать удачные гильдии для такого количества растений, повторюсь, очень тяжело. Я руководствовалась несколькими правилами:
  • соседи должны нейтрально или положительно друг к другу относиться;
  • они должны быть разного уровня по росту, чтобы никого не затенять;
  • лучше, когда у них разные сроки созревания и они не мешают друг другу;
  • полезные цветы, травы, салат и мелкие корнеплоды не на отдельные грядки, а первым уровнем;
  • растения одного семейства стараться сажать как можно дальше друг от друга.

У меня получились, в основном, трехуровневые посадки на грядках шириной в метр. По пол-метра для обработки с каждой стороны - наступление на грядки будет приравниваться к смертному греху :)

На практике.
Первым делом нужно будет создать компостную кучу, раздобыть готовый компост на первое время, найти большое количество ненужной органики и много-много соломы. Делать буду что-то типа теплых гряд: удалю плодородный слой, насыплю органики, сверху плоородный слой, компост, соломенная мульча. В идеале - огородить грядки, сделать их стационарными. Поставить колышки, ветки, сетки для опоры подросших растений. Замульчировать дорожки. Вид, может быть, будет и не самым эстетичным и прямолинейным, но в природосообразном земледелии это не главное.

Поле экспериментов №1

Комментариев нет:

Отправить комментарий