Ритм дня, недели, года, жизни - что это? Нет, это не "распорядок дня" и даже не "план на неделю", это та размеренная цикличность, которая так естественна для тех мест, где размеренный темп жизни не спеша протекает из года в год, то, чего так не хватает в бешеной погоне за успехом, деньгами и "лучшей жизнью".
Посмотрите вокруг! Все что есть в природе - циклично. Ритм смены времен года, дня и ночи - это естественно, как дыхание, как дыхание же и необходимо. Зимой все замирает, засыпает - это период покоя. Весной, пробуждаясь от зимней спячки расцветает новая жизнь, летом жизнь бьет ключом, а осенью вновь готовится к покою.
РИТМ ДНЯ
Маленьким детям особенно важно поддерживать эту ритмичность. Во-первых, здоровый сон - основа детского здоровья и психологического комфорта, а засыпание "когда устану, тогда и лягу спать: сегодня в 23, завтра в полночь" здоровым сном назвать нельзя. Чем раньше ребенок ложится спать, тем лучше! Но главное не "пораньше", главное, КАЖДЫЙ ДЕНЬ В ОДНО И ТОЖЕ ВРЕМЯ. Во-вторых, чтобы поддерживать нормальное засыпание в одно и тоже время, нужно поддерживать определенную смену действий днем. Ребенку нужно чувствовать стабильность этого нестабильного мира, хотя бы ради внутреннего комфорта. Детям нужна определенность, уверенность в завтрашнем дне. Это не значит, что надо повесить таблицу "режим дня" и четко следовать минуту в минуту, пытаясь угнаться за графиком. Время придумали взрослые, для своего удобства. А детям нужна всего лишь уверенность в том, что после завтрака он пойдет играть, потом гулять, а потом настанет время обеда. Определенность действий и их четкая последовательность - еще не ритм. Ритм - это дыхание: сделав глубокий вдох (нужно сосредоточиться, сделать что-то, отнимающее много сил или внимание), необходимо выдохнуть (поиграть самому, отдохнуть, расслабиться). Дети очень привязаны к ритуалам, совершаемым ежедневно: после прогулки время обеда, перед сном надо принять ванну и почитать и так далее. Чем размереннее и непринужденнее будет ритм дня, тем больший психологический комфорт будут ощущать дети.
Но очень важно, чтобы был четкий план действий: если вместо часа свободной игры дома дети будут предоставлены сами себе до обеда, обязательно начнется непонимание куда себя деть, и, как следствие, истерики или агрессия. От выдоха к вдоху должен быть плавный переход. "Бросай игрушки, пошли одеваться и гулять" не самый удачный вариант, куда лучше плавно завершить игру и все убрать по местам; одеваясь, решить, куда сегодня лучше пойти погулять.
РИТМ НЕДЕЛИ
Тем ни менее, каждый новый день отличается от предыдущего! Недельная цикличность также важна: это удобней родителям - не нужно ломать себе голову, чем бы занять ребенка; это удобно ребенку - он не заскучает от однообразного досуга.
Наш недельный ритм выглядит так:
Понедельник - день большой прогулки в лесу, поделка из натуральных материалов (собранных в этом же лесу).
Вторник - лепка, чтение стихов
Среда - музыка (игры на музыкальных инструментах, пение), танцы или ритмика (под музыку и пение))
Четверг - рисование акварелью, творчество (в основном поделки из бумаги)
Пятница - совместное приготовление пищи, выпечка
Суббота и воскресенье - домашний театр, поездка или какое-нибудь мероприятие
РИТМ МЕСЯЦА
Те вещи, которые нельзя отобразить в недельном или годовом ритме отображаются здесь: это те дела, которые мы запланировали на этот месяц.
Примерный план месяца выглядит так:
НОЯБРЬ
Тема месяца - огонь (Ноябрь начинается с кельтского праздника - Саммайна - рождение нового огня, в вальдорфской педагогике в ноябре праздник фонариков. Если развить эту тему, то можно узнать много нового: как люди стали добывать огонь, для каких целей, что такое пожары, зачем нужны пожарные, как делают свечи из воска и так далее. Так как дети у меня еще маленькие, эти темы я использую просто для обсуждения, отсюда можно взять идею для рисунка или поделки, придумать опыты и так далее)
-Поход в библиотеку
-Поход в музей
-Постановка спектакля "колобок"
-Песенка "колобока"
-Самодельная открытка для папы
-Всемирный день отказа от покупок (28 ноября) (говорим на тем
РИТМ ГОДА
Цикличность жизни измеряется годовым ритмом. Это - наши праздники и события, которые мы отмечаем раз в году, из года в год. Мы подводим итоги к Новому году, празднуем дни рождения в определенный день определенного месяца, а природные изменения отмечаем с помощью Кельтского календаря.
Это противопоставление бешенным ритмам мегаполисов и неизвестности, незнанию того, что ты будешь делать через час. Это именно РИТМ, вдох-выдох-вдох выдох - получается легко и естественно, но как же чертовски сложно его наладить! Детям важно знать, что будет дальше, это вселяет уверенность в завтрашнем дне, уменьшает беспокойства. Это удобно для родителей - ты знаешь, что в 21-00 все дети будут спать - сегодня, завтра или через неделю - ты будешь это знать и можешь распланировать это свободное время. Такая размеренная жизнь - попытка заменить жизнь в деревне, где все естественно и плавно идет своим чередом. Наладить ритм - это уже искусство. Признаться, у меня до сих пор если и получается это сделать, то с большим трудом. Но это же не повод отступать, правда?
Так как же вы всё-таки это сделали?)) у нас дома обозначены только краеугольные вехи-обеды-ужины и сон)) с чего начать внедрение ритма?
ОтветитьУдалитьу нас тоже сначала были только завтрак-обед-ужин-сон, я просто какие-то постоянные дела (прогулка, уборка, ванна, чтение и тп) ставила в определенной последовательности вокруг тех дел, которые уже автоматически происходят в свое время:) например, в 21-00 - все дети лежат в кровати и засыпают. Значит в 20-30 их нужно помыть, а потом еще и почитать успеть. Следовательно, нужно поужинать часов в 19, сразу после прогулки. Сейчас, правда, немного по другому все из-за того, что живем в деревне, и дети не спрашивают, когда им идти гулять, а выходят когда захотят:)))
ОтветитьУдалить